Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается ребенком как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, ребенок привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).
Развитие умения вступать в диалог
- Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
- Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или оклика.
- Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
- Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
- Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение – дело благодарное.
- Отвечайте на любые звуки, произнесенные малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки – это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
- Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией – это создаст видимость диалога и поможет установить взаимопонимания.
педагог-психолог.